Софтверная компания Radar Networks разрабатывает семантическую платформу и онлайновый сервис для групповых коммуникаций и совместной работы. На сайте компании говорится, что пока она работает в режиме секретности, и ее первые коммерческие продукты должны появится в 2007 г. Возможно, это будут СУБД, позволяющие устанавливать глубокие ассоциативные связи между разными частями информации.
В Radar Networks заявляют, что ее продукты катализируют развитие "нового измерения" Веб, которое станет следующим рубежом для интернет-поиска, рекламы и электронной коммерции. По некоторым данным, разработки Radar Networks базируются на технологиях американских военных и разведчиков. Компания основана в 2003 г. г-ном Нова Спивак (Nova Spivack), финансируется Vulcan Capital и Leapfrog Ventures, имеет штаб-квартиру в Сан-Франциско.
Базирующаяся тоже в Сан-Франциско, Metaweb Technologies также специализируется в области семантического Веба. Компания финансируется Benchmark Capital, Millennium Technology Ventures, Omidyar Network и другими инвесторами. Что компания разрабатывает - держится в режиме секретности, возможно, первые ее продукты появятся в 2007 г.
К выходу готовится продукт еще одного стартапа в области семантического веба - Powerset. Это поисковик одноименной компании в Силиконовой долине, который будет использовать так называемый "натуральный язык", например, понимать разницу между поиском "книг о детях" и "книг для детей".
Эксперты неоднозначно оценивают выход на рынок указанных "пионеров". Ричард Мак-Манус (Richard MacManus) и его соавторы пишут в статье "2007 Web Predictions", что появление продуктов Metaweb и Radar Network в следующем году окажет положительный эффект на развитие семантического Веба. Российские эксперты оценивают его более скептически. "Для обработки обычных документов такие разработки идут давно по всему миру. Эти "секретные" технологии доступны и другим странам. Так что революции тут никакой нет", - заявляет Джан Хан-Магомедов, исполнительный директор Регионального общественного центра интернет технологий.
"Термин "семантический Веб" - пока не больше, чем маркетинговая уловка, как и Web 2.0, под которым каждый понимает свое, но большинство - просто рекламный трюк, ориентированный в первую очередь на инвесторов, считает Евгений Альтовский, руководитель пресс-службы Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". "Когда говорится, что технологии обкатываются "в скрытом режиме" и о них мало что известно, сразу вспоминается стык тысячелетий, когда даже коврики для мыши продавались под девизом web-enabled и Internet-ready. - говорит г-н Альтовский. - А еще вспоминается "мыльный пузырь" DotCom'ов, после которого выжили лишь единицы - те, кто вкладывался не столько в рекламу, сколько в реальные разработки. Когда эти разработки были приняты рынком, никто уже и не вспоминает, что они должны были перевернуть мир - их просто используют, потому, что они нужны и удобны, а не из-за их абстрактной революционности".
У семантического Веба есть такая проблема, как необходимость массового изменения кода веб-страниц для того, чтобы новые поисковики стали эффективными. Известно, как много времени требуется для внедрения стандартов веб-дизайна. Многие сайты крупных корпораций еще даже не перешли на XHTML, не говоря об XML, дающем возможность структурирования информации веб-страниц вместо простого форматирования HTML. "Программистам работы будет много. Далеко не сразу и далеко не все перейдут на эту технологию, пройдет немало лет, - говорит Джан Хан-Магомедов. - Возможно, появятся средства полуавтоматической конвертации, разумеется, с кучей ошибок. А пользователь получит, конечно, совсем иной сервис - умный поиск".
Есть и проблема недобросовестных владельцев сайтов, которые, конечно, воспользуются возможностями семантического Веба для рекламы и мошенничества.
Основная идея семантического Веба - научить компьютеры лучше "понимать" информацию. Используя язык RDF (Resource Description Framework), можно ввести семантические подсказки в разметку веб-страниц, позволяющие сделать поиск более осмысленным. RDF основан на синтаксисе расширяемого формата XML, который лучше подходит для представления отношений между данными. Семантику данных такого "продвинутого" Веба можно определять и с помощью языка OWL, доступ к ним производить с использованием языка запросов SPARQL.
В конце концов семантический Веб должен превратится в обширную и децентрализованную базу данных. Поэтому важной его проблемой является онтология, то есть наиболее общие описания. Возникает вопрос, можно ли будет покрыть такими описаниями все многообразие данных в Сети.
Интересные материалы: все новости
|