Microsoft подготовит отставных военных к "гражданке"
Подводные камни ИТ-консалтинга: успехи и ошибки
24 октября 2006 г. состоялся круглый стол на тему «ИТ в национальном проекте «Жилье», организованный СNews Conferences. Цель круглого стола - создание диалога между представителями ЖКХ и представителями сферы информационных технологий на уровне министерств, руководителей ведущих ИТ-компаний, экспертов в своих областях.
На круглом столе обсуждалось состояние текущей ситуации информатизации в сфере ЖКХ, назревшие задачи и дальнейшие перспективы модернизации, внедрение информационно-коммуникативных технологий в область жилищного хозяйства.
Анализируя итоги мероприятия, состоявшегося 24 октября 2006 г., в ключе обмена информации и спектра обсуждаемых вопросов, безусловно, нельзя говорить обо всей системе ЖКХ и поставщиках ИТ-решений для данной области рынка. Круглый стол послужил тем буфером между спросом и предложением, который должен явиться толчком к их взаимодействию на обособленном сегменте рынка.
Ведущий аналитик CNews Сергей Шалманов открыл работу круглого стола докладом об информационной экономике ЖКХ.
Следующим принял инициативу Владимир Скорлыгин, представитель Центра торговли при Посольстве Финляндии в РФ, осветивший тему: "Информационные технологии в компаниях по управлению недвижимостью Финляндии". Он поделился с участниками круглого стола успешным опытом Финляндии в решении вопросов информатизации жилищно-коммунального комплекса.
Далее эстафету подхватил мэр города Троицка Виктор Сиднев, напомнивший о том, что информатизации как таковой в ЖКХ нет, и выразивший сомнения в рентабельности применения ИТ-разработок для оптимизации работы в социальной сфере в настоящее время ввиду несовершенства нормативно-правовой базы.
Владимиру Жданову, заместителю начальника управления программ в ЖКХ Росстроя, фактически одному пришлось "держать оборону" за весь госсектор, связанный с нашими жилищными проблемами, и отвечать на неоднократные вопросы собравшихся интеграторов: "Что делать? К кому обращаться с нашими высоко-технологичными разработками? Разве представителям ЖКХ наши ИТ-решения не нужны?"
Жданов подчеркнул, что жилищно-коммунальное хозяйство на сегодняшний день является, пожалуй, одной из немногочисленных отраслей экономики, которые стараются нести социальную ответственность, и внедрение новых информационных технологий без привлечение инвестиций будет сдерживаться вытекающим из них ростом тарифов. "Сейчас инвесторы хотят окупить свои затраты за 2-3 года, а нам нужны компании, которые возьмут на себя груз возврата вложенных средств за 10-15 лет", - сообщил представитель Росстроя, заметивший, что впервые за долгие дебиторская задолженность превысила кредиторскую.
На вопросы участников ответил представитель Министерства информационных технологий и связи РФ Роман Ивакин. Он описал комплекс мер, реализуемых Министерством и направленных на стимулирование использования ИКТ в социально-экономической сфере. В списке приоритетных проектов, в рамках реформирования социальной сферы - создание универсальной социальной карты гражданина, внедрение современных систем автоматизированного учета потребления коммунальных услуг и организации расчетов. Одновременно Мининформсвязи предлагает принять в качестве нового стандарта оснащение вновь вводимого жилья уже на этапе строительства современной инфраструктурой телекоммуникаций. Ивакин особо отметил, что немаловажную роль играют прямая государственная поддержка и софинансирование развития элементов инфраструктуры, имеющих важное социальное значение.
Ряд ведущих компаний-поставщиков ИТ-решений представили на круглом столе свои продукты, позволяющие решить проблему информатизации ЖКХ. От дирекции собственных разработок компании Борлас выступил Сергей Сидоренко, подчеркнувший универсальность и значимость единой системы информационного обслуживания системы ЖКХ во всех сферах: экономической, социальной и политической.
Большинство чиновников, представлявших государственные ведомства, занимали наблюдательную позицию: на протяжении всего мероприятия с их стороны чувствовался определенный скепсис в отношении коммерческих компаний, презентовавших свои разработки. Однако энергия собравшихся представителей ИТ-компаний смогла растопить лед.
Положило этому начало выступление Владимира Исаева, директора департамента системных решений компании Прайм Групп: "Построение ИТ-инфраструктуры жилого фонда и управление в интересах жильцов и эксплуатирующих организаций". Исаев акцентировал внимание собравшихся на том, что только комплексный подход к ЖКХ позволит решить как проблемы потребителей услуг, так и инвесторов, эксплуатирующих организаций, органов федеральной власти.
Собравшиеся на круглом столе интеграторы не собирались сдавать свои позиции и Татьяна Подберецкая, советник генерального директора компании OXS, в своем докладе описала концепцию "Современной администрации". По мнению Поберецкой создание эффективной методологической и технологической базы поможет успешному проведению приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье".
Генеральный директор компании Геокибернетика Артем Кругликов наглядно показал удобство геоинформационной поддержки КГХ, с помощью которой значительно облегчается работа в таких направлениях как мониторинг, диспетчеризация и анализ данных.
Олег Тигунов, генеральный директор компании Ресурсинвест, в свою очередь особо выделил роль управляющих компаний в реформе ЖКХ, значимость инвестиций и озвучил вопросы, витавшие в воздухе на протяжении всего заседания: "Кто заказчик? Откуда и когда можно ожидать инвестиций в сферу жилищного хозяйства? Как усовершенствовать социальную сферу?" Тигунов подчеркнул, что бизнес в ЖКХ - это не только строительство, но и, прежде всего, эксплуатация и управление объектами. "Для решения многих вопросов реформы ЖКХ необходимо в первую очередь межведомственное взаимодействие государственных структур и создание организаций, которые бы осуществляли расчетно-учетные функции, так как на текущий момент, де-факто, уничтожены, как субъект рынка, расчетно-кассовые центры", - отметил глава компании Ресурсинвест.
Итогом жарких дебатов, завершивших круглый стол явилось единодушное решение, что только комплексный подход: учет интересов всех субъектов ЖКХ, формирование современной нормативно-правовой базы, государственная поддержка, создание эффективной информационной инфраструктуры, как инструмента работы, поможет решить спектр проблем, накопившихся в сфере ЖКХ.
После завершения заседания самого круглого стола общение велось уже в менее официальном ключе, и хочется надеяться, что проведенное мероприятие позволило собравшимся наладить полезные контакты и обрести взаимопонимание.