Мировой рынок «крайне дешевых» сотовых телефонов (стоимостью менее $20) в 2011 г. составит 330 млн штук, прогнозирует агентство ABI Reseach. То есть каждая четвертая проданная на планете «трубка» будет относиться к т.н. категории ultra low cost handsets (ULCH). Ожидается, что не менее 50% ULCH будет реализовано в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (бОльшая часть этой доли придется на Индию), также перспективными для «крайне дешевых» телефонов выглядят рынки Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Восточной Европы.
Как говорит аналитик Шайлендра Пандей (Shailendra Pandey), «растущий спрос на «ультрабюджетные» модели телефонов позволяет операторам и ритейлерам достаточно быстро завоевать развивающиеся рынки. Но существенный минус в том, что большое количество «трубок» с низкой стоимостью может серьезно повлиять на их прибыли».
К примеру, Nokia по итогам III квартала 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. отметила снижение доходов из-за того, что в структуре продаж компании выросла доля недорогих телефонов. Операторы сотовой связи опасаются наплыва «ультрабюджетных» трубок, так как это может повлиять на снижение ARPU, потому что потребителями ULCH в основном являются люди с очень низкими доходами. Их ежемесячные траты на сотовую связь обычно составляют от $2 до $5. Однако, по мысли ряда специалистов, ориентация на ULCH будет полезна компаниям для продвижения своих брендов и долгосрочного роста.
На сегодня рынок «крайне дешевых» телефонов находится во власти Nokia и Motorola, но вскоре ожидается активное включение в него таких производителей, как LG, BenQ, Samsung, Philips, Ningbo Bird, Haier и Kyocera. Компания Motorola уже отправила шесть миллионов телефонных трубок дешевле $40 и столько же дешевле $30 на развивающиеся рынки, включая Индию, Пакистан, Бангладеш, Индонезию, Филиппины, Малайзию, Таиланд, Турцию, Южную Африку, Нигерию, Египет, Алжир, Россию и Украину.
Российские специалисты весьма скептически оценивают смелые ожидания западных аналитиков по поводу объема продаж ULCH в нашей стране. По их мнению, этот сегмент вряд ли завоюет более 10% рынка сотового ритейла.
«Продажи «крайне дешевых» трубок в меньшей степени выгодны ритейлерам, чем операторам, которые могут неплохо заработать на большом количестве контрактов, пусть и с заведомо низким ARPU», - полагает руководитель пресс-службы Инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков.
«По нашим данным, доля бюджетных "трубок" ежегодно уменьшается, - говорит пресс-секретарь компании «Евросеть» Очир Манджиков. - Покупатели, «распробовав» телефоны начального уровня, стараются в последующем приобретать более дорогие и функциональные аппараты».
Людям все интереснее становятся различные функции телефона (фото, видео, MP3-плеер и др.) и те услуги операторов, которые недоступны в дешевых моделях. Поэтому растет средняя цена проданных ритейлерами телефонов, которая сейчас уже приближается к $200. «Что касается "ультрабюджетных" телефонов, то нельзя говорить, что они не найдут своего покупателя в России, однако их доля на рынке не будет значимой», - считает Очир Манджиков.
Зарубежные специалисты также часто забывают, что в России мобильный телефон до сих пор воспринимается как атрибут, придающий особый статус. «Такое положение сохранится еще достаточно долго, - считает Владислав Кочетков. – Наш человек по-прежнему предпочтет сократить расходы на многие вещи, но купить довольно дорогой телефон».
Интересные материалы: все новости
|