Исследование Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) проводилось в сентябре – ноябре 2006 г. Всего в режиме личного интервью было опрошено 18 тыс. человек в возрасте 18 лет и старше из 63-х областей и республик, 98-и районов, 203-х городских и сельских населенных пунктов РФ.
К "пользователями интернета" эксперты ФОМ отнесли респондентов, которые заходили в интернет хотя бы 1 раз за последние 6 месяцев, таких оказалось 23% опрошенных, что в общероссийских масштабах составляет 26,3 млн человек. По данным отчета, за последние сутки интернетом пользовались 9,5 млн, неделю - 17 млн, месяц - 21,9 млн, квартал - 24,4 млн. Эти показатели непрерывно росли как в абсолютном, так и в относительном выражении с осени 2002 г., увеличившись за это время в 3 раза, а по суточной аудитории - в 4 раза.
Москва остается лидером по количеству интернет-пользователей - здесь проживают 19% российских интернетчиков (4,9 млн человек), в Приволжском регионе - 17% (4,4 млн), в Центральном регионе (без Москвы)- 16% (4,3 млн), в Северо-Западном - 14% (3,6 млн), Южном (12%, 3,1 млн), Сибирском (11%, 2,8 млн). В конце списка - Уральский (7%, 1,8 млн) и Дальневосточный (5%, 1,4 млн) регионы.
Москва - также и лидер по частоте использования интернета. У нее наибольшая доля суточной аудиториии - 63% (3,1 млн человек). Этот показатель у Северо-Западного региона составляет 40% (1,4 млн), в России в целом - 36%, в Приволжском регионе - 31% (1,3 млн), в Центральном (без Москвы) - 30% (1,3 млн), Дальневосточном - 27% (0,4 млн), Уральском - 27% (0,5 млн), Сибирском и Южном - по 26% (0,7 млн и 0,8 млн соответственно).
Эксперты ФОМ исследовали резервы увеличения росийской интернет-аудитории. По сравнению с летом они не изменились существенно. В течении 3-х месяцев планируют начать пользоваться интернетом 1% взрослых жителей России, 6-и месяцев - 1%, года - 2% и более года - 3%. Согласно летнему исследованию 5% населения Москвы желало стать интернет-пользователями за срок более года, и 4% -за год, что делало столицу лидером по потенциалу роста аудитории. Сейчас же практически во всех регионах, включая Москву, 3% неохваченных интернетом жителей хотят подключиться к Сети за срок более года, и 2% - за год. Москва лидирует только по доле желающих подключиться за месяц - 1%, тогда как в других регионах этот показатель стремится к нулю.
По-прежнему наиболее популярные места пользования Сетью в России - дом и работа (58% и 36%). Для сравнения, летом текущего года эти показатели были равны 57% и 40% соответственно). У друзей, в учебных заведених и интернет-кафе, в интернет заходили реже - 16%, 12% и 9% соответственно. Причем, в наиболее развитых по проникновению интернета российских регионах, пользование домашним каналом интернета происходит чаще, чем рабочим - в Москве 77% и 53% соответственно, на Северо-Западе - 69% и 38% соответственно.
Доля мужчин и женщин, пользующихся интернетом в России составляет 27% и 20% от общей численности (женщин на 1% больше, чем летом), в Москве - 59% и 51%, в Северо-Западном регионе - 38% и 25%, Дальневосточном - 28% и 23%, Уральском - 24% и 17% соответственно.
Наибольший процент интернет-пользователей - среди молодежи от 18 до 24 лет - 51% в среднем по России. Этот показатель для россиян возрастом 25-34 лет равен 36%, 35-44 лет - 24%, 45-54 лет - 15%, старше 55 лет - 3%. В Москве эти показатели выше для всех возрастов, Сетью пользуются 85% самых молодых взрослых москвичей, 75% лиц возраста 18-24 лет, 65% 25-34 лет, 53% - 35-44 лет и 18% 55 лет и старше. Для сравнени, в Сибири 37% пользователей интернета имеют возраст 18-24 лет, 30% 25-34 лет, 16% - 36-44 лет и 2% 55 лет и старше.
В среднем среди более образованных россиян интернет-пользователей традиционно больше. Если принять численность аудитории Сети за 100%, то показатели лиц с высшим, средним-специальным, средним и ниже среднего образованием в среднем по стране распределятся как 51%, 22%, 18% и 3% соответственно, в Москве - 72%, 49%, 47% и 8%, на Северо-Западе - 60%, 30%, 26% и 6%, в Сибири - 42%, 18%, 14% и 2%, на Дальнем Востоке - 53%, 20%, 26% и 4%. Можно отметить, что в двух столицах наибольшая доля лиц с высшим образованием пользуется интернетом.
В среднем по России пользуются интернетом 39% жителей с доходом от 4 тыс. руб на члена семьи, 14% с доходом от 2,4 тыс. до 3,99 тыс. руб на человека, и 10% с доходом менее 2,4 тыс. на человека. При этом в Москве 88% пользователей имеют доход от 4 тыс. руб. на человека, 7% - от 2,4 тыс. до 3,99 тыс. руб., и 5% - до 2,4 тыс. руб. Соответственные показатели Дальневосточного региона составляют 82%, 12% и 6%, Северо-Западного - 75%, 12% и 13%, России в среднем - 63%, 21% и 16%, Сибири - 52%, 24% и 23%.
По уровню проникновения интернета Россия с 23% находится на уровне Бразилии, и значительно уступает развитым странам - Швеции (77%), Австралии (73%), Великобритании (62%), Германии (61%). Однако по численности пользователей наша страна обходит многие развитые государства, например, Францию (22 млн интернетчиков), Автралию (12 млн) и Испанию (18 млн).
Интересные материалы: все новости
|