Бизнес
02.11.06, Чт, 13:30, Мск
Версия для КПК
Стоимость услуг рассчетно-кассового центра (РКЦ) значительно разнится в зависимости от региона – от 0,8% (Тамбовский РКЦ) до 17% (Владивостокский РКЦ). В то же время в этой системе ежегодно «оседает» порядка 50 млрд руб - это те деньги, которые можно было бы направить на внедрением ИТ в ЖКХ. Однако существующая нормативно-правовая база не позволяет этого сделать.
Читайте также:
- Компания ETegro сделала существенный шаг на пути к достижению главной цели ИТ-индустрии
- Реформа ЖКХ: информатизации не будет?
- ИТ-рычаг под камнем ЖКХ
- E-медицина: впервые в России
По мнению участников круглого стола «ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ», организованного CNews, информатизация ЖКХ могла бы осуществляться на базе существующей с 1999 году системы РКЦ, поскольку они наиболее подготовлены, наиболее встроены в инфраструктуру и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов федерации. Однако недавно принятые законодательные акты, в том числе Закон «О банках и банковской деятельности», полностью перечеркнули их деятельность. «Де-факто на настоящий момент существующим законодательством расчетно-кассовые центры уничтожены как субъект рынка, - заявил генеральный директор компании «Ресурсинвест»
Олег Тигунов, выступая на заседании «круглого стола». - Сегодня нет речи о том, как они будут развиваться, и кто этим будет заниматься. Насколько я знаю, ни в Минрегионразвитии, ни в Росстрое нет департамента, который бы занимался информационным обеспечением и развитием РКЦ. Так же как в Росстрое нет подразделения, которое занималось бы управляющими компаниями».
Действующая нормативно-правовая база в области внедрения инноваций и технологического переоснащения ЖКХ не только не стимулирует внедрение ИТ, но скорее препятствует этому процессу. В число потенциальных пользователей автоматизированных систем входят рядовые граждане, заинтересованные в экономии энергоресурсов, повышении качества предоставляемых сервисов и упрощении системы расчетов за услуги ЖКХ; управляющие компании, стремящиеся увеличить прибыль за счет снижения издержек; органы власти, призванные контролировать работу управляющих компаний путем получения обратной связи от населения. Однако ни одна из этих категорий пользователей в настоящее время не имеет реальной возможности использовать ИКТ в своей деятельности. Технологические особенности коммуникаций в большинстве жилых домов не позволяют гражданам сократить потребление энергоресурсов в отдельно взятой квартире – если они перекроют отопление в своем жилье, то без тепла останется весь стояк.
Нет стимула для внедрения ИКТ и у управляющих компаний. В соответствии с действующим законодательством, она не может получить ни копейки от экономии ресурсов ЖКХ, поэтому компания не заинтересована в снижении издержек и, следовательно, не готова к внедрению инноваций в этой сфере. Более того, установленного законом 1 года работы управляющей компании явно недостаточно для того, чтобы она начала делать вложения в технологическое переоснащение полученного в управление хозяйства. «Существующая сегодня практика работы управляющих компаний в части ведения учетно-расчетных систем, ГИС-систем, систем мониторинга потребления энергоресурсов, актуализации баз данных говорит о том, что от срока жизни компании зависит и качество предоставляемых ей услуг – нет смысла вкладываться, если ты работаешь всего 1 год, – рассказывает Олег Тигунов. – Когда компания уходит, то она забирает с собой и все информационные ресурсы, а на ее место приходит новая, которой требуется еще 3-4 мес, чтобы наладить работу».
В аналогичной ситуации находятся и муниципальные органы государственной власти. «Для нас гораздо важнее то, что информационные системы – это интерфейс между населением и властью, - говорит мэр города Троицка Московской области Виктор Сиднев. – Мы хотим понимать, чем живет население, какие у него проблемы, какие у него претензии к муниципальной власти. Но по 131 ФЗ муниципалитет не может ни копейки бюджетных денег потратить на ЖКХ, в том числе и на информационные системы».
Ситуация осложняется еще и тем, что в настоящее время не определен правовой статус ИТ-систем. Внимание участников круглого стола к этой проблеме привлек директор дирекции собственных разработок компании «Борлас» Сергей Сидоренко. «У многих информационных ресурсов не определен правовой статус. Возникает вопрос, кому принадлежит информация, которая накоплена в ЕИРЦ, в муниципалитете? Законодательство либо не отвечает на этот вопрос, либо находится в отрыве от насущных потребностей, – рассказал он. – Например, ФЗ «О персональных данных» вошел диссонансом в работу тех же ЕИРЦ – многие правовые вопросы использования информации остались до сих пор нерешенными. Каждый субъект Федерации решает их по-своему, закрывая нормативные пробелы своими внутренними актами, которые приходится пересматривать при выпуске Федеральных Законов».
Устаревшая нормативно-правовая база сдерживает применение геоинформационных систем (ГИС) в управлении жилищно-коммунальным хозяйством – значительная часть информации по сей день является закрытой, – отметил генеральный директор компании «Геокибернетика» Артем Кругликов. Например, на ГИС-карте Москвы содержится около 250 тысяч объектов, но всего 150 тысяч адресов. Дополнительные сложности связаны с проблемой межведомственного взаимодействия – при подготовке карты сложно получить данные из Роснедвижимости, БТИ, регистрационной палаты и т.п.
В портфель
Обсудить
Распечатать Переслать новость