Вступившая в действие более полугода назад (1 июля 2006 г.) новая редакция российского закона «О рекламе» закрепила принцип «Opt-in». Это значит, что распространять рекламу по сетям электросвязи можно только при наличии предварительного согласия получателя. Ранее действовал принцип «Opt-out», в соответствии с которым получатель имел право только отписаться от нежелательных сообщений.
Однако отраслевые эксперты считают, что обновленный закон не повлиял на ситуацию со спамом. Доля спама в Рунете несколько снизилась сразу после вступления в силу закона «О рекламе» (возможно, заказчики спама ожидали первых результатов вступления в силу поправок к закону), но уже в ноябре она начала расти, и с конца ноября 2006 года спам составляет примерно 80% почтового трафика Рунета.
По словам Анны Власовой, руководителя группы спам-аналитиков «Лаборатории Касперского», причина неэффективности закона в отсутствии реальных инструментов для его исполнения. Также нет ясности, кто и как должен предоставлять пользователю оперативную информацию по той или иной спам-рассылке, чтобы у него были документальные доказательства для обращения к судебным органам.
Проблема заключается еще и в том, что, в отличие от западных стран, спам в России многими рекламодателями до сих пор не воспринимается как «нереспектабельный» вид рекламы. К услугам спамеров прибегают даже некоторые российские юристы: уже после принятия новой редакции закона в Рунете увеличилось количество русскоязычного спама с предложениями юридических услуг и аудита доля таких незапрошенных писем в последние 3 месяца 2006 года составила в среднем 4% от всего спама, а в январе 2007 г. около 2%. Лидирующие позиции занимают следующие тематические группы русскоязычного спама: образование; отдых и путешествия; услуги по электронной рекламе (самореклама спамеров); юридические услуги и аудит; недвижимость.
Эффективные законы против спама необходимая составляющая борьбы со спамом. Однако специалисты подчеркивают, что наличие в одной стране даже совершенных антиспамовых законов не решит данную проблему, которая носит международный характер. По данным «Лаборатории Касперского», 22% от всего спама, адресованного в почтовые ящики пользователей Рунета, рассылается из России, 20% спамовых писем в Рунет попадают из США, 11% из Китая.
Интересные материалы: все новости
|