На смену всемирно известному «индексу Биг-Мака», с помощью которого на протяжении нескольких десятилетий осуществлялась оценка так называемого паритета покупательной способности (или фиктивного обменного курса валюты, рассчитанного на основе ее покупательной способности применительно к определенным наборам товаров и услуг), пришел «индекс iPod», предложенный австралийским банком Commonwealth Bank, сообщает агентство Reuters.
По мнению авторов исследования, данный показатель дает представление о покупательной способности в различных странах мира, прежде всего – на продукцию потребительской электроники. Соответственно в странах, где этот продукт стоит дороже, покупательная способность валюты ниже.
За основу исследования была взята цена на один плеер iPod Nano с объемом памяти в 2 ГБ с ценой в долларовом эквиваленте на январь текущего года. Как выяснилось, дороже всего это устройство стоит в Бразилии, Индии, Швеции, Дании и Бельгии. Дешевле всего - в Канаде, Гонконге, Японии, США и Мексике. Полный список из 26 стран выглядит следующим образом:
Источник: Commonwealth Bank
Как считают в J’Son and Partners, наша страна могла не попасть в этот список по причине недостаточной емкости российского рынка, несмотря на то, что спрос на iPod в нашей стране растет. «Не исключено также, что банк, проводивший это исследование, не рассматривал Россию в качестве серьезного рынка сбыта, несмотря на его значительный потенциал, - предполагает аналитик компании Сергей Савин. - Вероятно, iPod был выбран в качестве некоего универсального продукта для сравнения, поскольку он широко используется в разных странах, имеет не слишком широкий модельный ряд, производится одной компанией. Как видно, за основу взята одна из самых «раскрученных» моделей. Нельзя сказать, что исследование дает исчерпывающую картину о покупательной способности на электронику в разных странах, но на компактные устройства для персонального пользования, включая, может быть, даже и мобильные телефоны, вполне».
Заметим, что, по ряду оценок, Россия могла бы попасть на одно из первых мест, если бы рейтинг был посвящен странам с наиболее высокими ценами на электронику. Так, цена на плеер от Apple в России выше, чем в ряде развивающихся и развитых стран, что, по мнению экспертов, объясняется несколькими причинами. «С одной стороны, продукт этот достаточно новый для российского рынка, - полагает генеральный директор «Ситроникс Потребительская электроника» Владимир Левченко. - Развитой дистрибуции нет, а сформированный спрос есть. Кроме того, особую роль играет и характер спроса: платежеспособный спрос на данный продукт, скажем в Европе, будет представлен классическим средним классом. В России же потенциальными покупателями являются представители верхнего сегмента и верхней границы среднего, где совокупный доход на душу населения значительно выше".
Таким образом, по мнению г-на Левченко, платежеспособный спрос в России изначально характеризуется готовностью заплатить больше. А с другой стороны, если речь идет об официальных данных, едва ли они дают объективную картину. В них не учитываются «серые схемы» движения товара, присутствующие на российском рынке, которые предлагают существенно более низкую цену на продукт».
Интересные материалы: все новости
|