Система, уже представленная в России в ходе 6-я международной конференции
«Лазерное cканирование и цифровая видеосъемка. Сегодня и завтра», включает в себя специализированную аэрофотокамеру и автоматизированную систему обработки данных. Аэрофотокамера, в свою очередь, состоит из 2 или 4 (для съемки с малых высот) цифровых камер, размещенных в одном корпусе, накопителя данных, GPS-приемника, недорогой инерциальной системы навигации, и автоматического управляющего блока.
Объективы камер при фокусном расстоянии 300 мм имеют размерность матрицы 11 мегапикселей (размер кадра – 4008х672 пикселя), размер 1 пикселя – 9 мкм. Синтезированный кадр имеет размерность 50000х8000 пикселей, ширина зон перекрытия составляет 100 пикселей. Скорость съемки составляет 165 мегапикселей в секунду, сама съемка осуществляется при помощи сканирующего механизма, расположенного за объективом.
Камера ведет цветную съемку (в формате RGB, 12 бит/канал), скорость сжатия данных в формат jpeg2000 – 50 Мб/с, объем накопителя – 500 Гб (это достаточно для хранения результатов непрерывной съемки в течение 3-8 часов). Система относительна компактна и при габаритах 0,7х0,7х0,3 м вести около 30 кг.
Относительно большое фокусное расстояние в сочетании с широким захватом кадра позволяют обеспечить наивысшую на сегодняшний день скорость аэрофотосъемки – при высоте полета 6 тыс. м она достигает 2 тыс. км2/ч, при высоте 3,6 тыс. м – 670 км2/ч. Наличие борт-оператора не требуется – система включается и настраивается автоматически. Это, в свою очередь, открывает перспективу использования ее на борту беспилотных платформ.
Постобработка полученных данных также производится автоматически – для решения фотограмметрической задачи не требуются наземные измерения. Система автоматически вводит поправки на снос самолета и его ориентацию в пространстве, а также, за счет многократных измерений одного и того же объекта, повышает точность GPS-привязки. На выходе пользователь получает готовый координатно ориентированный ортофотоплан местности, а также ее трехмерную модель (так называемую цифровую модель рельефа).
Результаты летных испытаний показали, что при площади съемки 78 км2 и высоте полета 3520 м разрешение снимков составило 12,5 см/пиксель, размер пикселя на земле – 15 см. Объем полученного растрового ортофотоплана составил 10,5 Гб ( 58800х58800 пикселей). Точность определения координат проверялась по контрольным точкам на земной поверхности и составила: в плане – 0,23 м, по высоте – 0,3 м, интегральная трехмерная точность – 0,38 м. Общие затраты времени на обработку материалов съемки и создание ортофотоплана не превысили 17 часов, в том числе 1 час – чистое полетное время , 4 часа – создание цифровой модели рельефа.
Каким образом израильским конструкторам удалось решить задачу полностью автоматической фотограмметрии, пока неясно. Известно, что ее «изюминка» – не только и не столько в алгоритме цифровой обработки стереопар данных, сколько в особенностях конструкции самой камеры. По заверениям самих разработчиков, использование стереопар, полученных на «чужих» камер, не позволяет получить тот же результат. Неизвестно, в какой мере заявленная эффективность работы камеры может быть достигнута при съемке местности различного типа – например, заснеженных полей, районов интенсивной промышленной застройки или леса.
Однако уже понятно, где новая камера сможет найти применение. Помимо существенного ускорения работ за счет «избавления» от человеческого фактора, она открывает возможности использования для высокоточной съемки рельефа местности беспилотных летательных аппаратов. Наверняка она понравится военным – применение лидара демаскирует летательный аппарат и решаемую задачу. Становится возможным массовое создание трехмерным моделей городов, промышленных объектов, районов поля боя. В настоящее время основными источниками дистанционного сбора данных о рельефе местности являются радиолокационные системы, лазерные локаторы (так называемые «лидары») и обработка стереоизображений.
Интересные материалы: все новости
|