Основными маркетинговыми задачами компании МТС в 2000-2006 гг. являлись увеличение абонентской базы и развертывание сети. В настоящее время акцент стратегии оператора смещается на сбережение существующих абонентов и создание условий для органического роста.
Хотя проникновение сотовой связи давно превысило 100%, реально ее услугами пользуются 68-70% населения, отметили в МТС. В компании считают, что этот показатель может вырасти максимум до 85% - дальше существует естественная граница, характерная для всех регионов мира. Аналитики прогнозируют, что проникновение сотовой связи в России может достигнуть высшего уровня уже через два года при условии роста доходов малообеспеченных групп населения.
По данным специалистов, на сегодня в России лишь немногим более половины детей 7-11 лет и пенсионеров регулярно (хотя бы раз в неделю) пользуются сотовой связью. Данные целевые группы являются наиболее привлекательными для МТС при увеличении абонентской базы в текущем году. Интересным сегментом считаются и жители ближнего зарубежья, на долгое время приезжающие в Россию на заработки.
Для упрощения коммуникации с существующим абонентом компания в этом году начинает обновление своих тарифных планов – в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка необходимо упростить тарифную линейку, чтобы оперативно реагировать на потребительские запросы потребителей сотовой связи в российских регионах. «Впервые в России мы отходим от практики регулярного выпуска на рынок большого количества тарифных планов с новыми условиями и ценовыми параметрами, которые усложняли абонентам выбор оптимального тарифа, - отметил вице-президент МТС Михаил Шамолин. – Мы начинаем развивать и совершенствовать действующие и хорошо знакомые предложения. Новые версии тарифов станут более выгодными для абонентов и упростят расчет и планирование бюджета на мобильную связь».
Систему обновления версий тарифов в МТС сравнивают с обновлением программного обеспечения или модельного ряда автомобилей. Решение о запуске новой версии тарифа будет приниматься на основании результатов мониторинга потребительских предпочтений абонентов и текущей конъюнктуры рынка в каждом регионе. Периодичность появления новых версий тарифов, как говорят в компании, будет не очень частой – 1-2 раза в год.
«В МТС высокая доля неактивных абонентов, - говорит старший консультант агентства iKS-Consulting Маргарита Зобнина. – Во многом это объяснимо сумятицей в рядах пользователей, которую вносили часто возникающие тарифные планы (это касается и других операторов)». По словам г-жи Зобниной, модификатор, вводимый в МТС для лучшей узнаваемости тарифной линейки, будет способствовать росту потребления услуг оператора, а следовательно, и повышению ARPU.
Большую роль будет играть привлечение абонентов со стороны других операторов, хотя в МТС и подчеркивают, что это гораздо более трудный способ по сравнению с удержанием существующей базы. По словам Михаила Шамолина, в 2007 г. в России будет наблюдаться отток клиентов сотовых операторов в количестве до 30 млн человек. Задача компании – привлечь на свою сторону максимальное количество последователей «мобильного адюльтера».
Упрощение коммуникации с абонентами должно способствовать повышению ARPU, прежде всего в структуре VAS. «Несмотря на высокий уровень проникновения сотовой связи в России, потребление услуг операторов остается на довольно низком уровне», - подчеркнул директор единицы «МТС Россия» по маркетингу Гарретт Джонстон. По его словам, популярность голосовых услуг у нас в 3-4 раза ниже, чем в ведущих странах Европы, и до 10 раз ниже показателя США. Среднестатистический россиянин отправляет в месяц 10 SMS, тогда как в некоторых западных странах абоненты за это время успевают послать по 100-150 коротких сообщений. Увеличению спроса на услуги сотовых компаний, по мнению г-на Джонстона, должно способствовать повышение экономического благосостояния российских граждан, наметившееся в последние годы. Важным процессом также является формирование западноевропейского потребительского сознания среди значительной части наших людей.
В последнее время отмечен бурный рост объема передачи данных, наметившийся в ряду крупных и средних предприятий России – в этом компания видит дополнительный шанс для повышения своей доходности. Группа МТС ставит в 2007 г. задачу увеличить количество активных пользователей дополнительных услуг. В рамках данной стратегии планируется, в частности, расширить каналы продвижения и повысить удобство использования услуг. Особая ставка делается на развитие брендированных услуг через WAP-портал, а также совершенствование многофункционального сервисно-развлекательного «Мобильного портала 111». Новые возможности для компании появятся после запуска сетей третьего поколения: развитие получат мобильное ТВ, видеозвонки, высокоскоростной интернет.
Интересные материалы: все новости
|