Хостинг
посетите другие наши проекты:
Звоните круглосуточно:
(812) 647-00-44
maxhost.ru  /  новости Курс 1 у.е. = 29 рублей

Производители ПО боятся нового ГК

Производители ПО боятся обновленного ГК

Интеграция Бизнес
11.10.06, Ср, 13:03, Мск

Версия для КПК


На собрании членов Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП) были подведены некоторые итоги борьбы с пиратством, и высказаны опасения, что обновленный Гражданский кодекс (ГК) "заморозит" этот процесс.

Читайте также:

  • "Открытые Технологии" построили почтовую систему для "Атлант-Союза"
  • CA и SAP продлевают сотрудничество
  • "1С:Бухучет и Торговля" автоматизировала сети магазинов "Гравицапа"
  • ММВБ внедряет ПО Serena
В частности, согласно 4-й части ГК, уже принятой в первом чтении Госдумой, работодатели не будут полноправными обладателями исключительных прав на служебные произведения, за работником остается право использовать программный продукт способами, не закрепленными прямо в служебном задании. Проект закона закрепляет исключительное право на продукты, в том числе программные средства, за автором. Это право он может передать другим лицам только по договору; автор-работник имеет право на получение от работодателя вознаграждения за создание и использование служебного произведения.

В 4-й части ГК доменное имя приравнено к полноценному объекту интеллектуальной собственности, таким образом, регистрация доменного имени может блокировать регистрацию товарного знака. По словам директора по правовым вопросам Microsoft Михаила Якушева, "Это все равно, что вводить собственность на телефонные номера или почтовые адреса".

В целом, по мнению некоторых экспертов, юридические нормы, регулирующие защиту интеллектуальной собственности (ИС) в России, с принятием данной редакции 4-й части ГК станут более широко трактуемыми, что позволит многим пиратам с помощью грамотных адвокатов избегать ответственности. Кроме того, по мнению многих аналитиков, разные виды ИС должны регулироваться различными законодательными актами, так как отличаются по правовой природе. "Нельзя одним актом регулировать доменные имена, программный код и нанотехнологии", - говорит Марина Карелина, научный сотрудник Российской академии правосудия.

Согласно статье 1552, лицо, создавшее за счет или с привлечением средств федерального бюджета "выраженную в объективной форме технологию, которая включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие охране в соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в военной или гражданской сфере (единая технология), или организовавшее создание единой технологии, приобретает право использования указанных результатов интеллектуальной деятельности в составе этой технологии (право на технологию), за исключением случаев, когда это право в соответствии с пунктом 1 статьи 1556 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации".

Статья же 1556 п.1 «Право Российской Федерации на технологию» утверждает, что право на технологию принадлежит Российской Федерации в случаях, если единая технология создана для нужд обороны или безопасности Российской Федерации; либо Российская Федерация до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению технологии до стадии внедрения.

По сути дела, подпункт 1 передает все права на технологию государству, если бюджетные деньги участвовали в процессе внедрения, например создании опытного образца. Таким образом, в деле регулирования ИС Россия возвращается к неудачному опыту 1990-х годов, когда указ президента РФ «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» от 22.07.98 № 863 и последующее постановление правительства «Об использовании результатов научно-технической деятельности» от 2.09.99 г. № 982, закрепили права на разработки, профинансированные бюджетом, всецело за государством. Эти меры не принесли дополнительные доходы в бюджет, поскольку поток «утекающих» из государственных учреждений (чаще всего за рубеж) разработок лишь усилился из-за появления эффективных схем обхода указанных ограничений.

Порядок коммерциализации разработок, созданных с участием бюджета, и возможность передачи прав на эти разработки их исполнителю - очень важная составляющая инновационного законодательства развитых стран. Это связано с тем, что значительная часть многих «прорывных» технологий создается на начальных этапах на государственные средства. А затем, опираясь на то, что права на ИС регистрируются на самих разработчиков, их "подхватывает" частный сектор, в том числе венчурный бизнес. Практика показала, что процесс коммерциализации частным сектором является более эффективным, чем внедрение разработок государственными агентствами.

Одной из основ инновационной системы в США стал закон Бая-Доула (Bayh-Dole Act) 1980 года, давший возможность передачи разработчикам прав на интеллектуальную собственность, созданную за государственный счет. До этого американское правительство играло преимущественную роль во внедрении научных исследований, но лишь 4% патентов запускалось в производство. После принятия закона количество патентов, выданных университетам за год, увеличилось в более чем в 6 раз, а на базе университетов возникло свыше 2. тыс. компаний. За счет экспансии сектора наукоемких технологий бюджет стал ежегодно получать дополнительные миллиарды долларов дохода.

Таким образом, задачей номер один для России является создание инновационного законодательства по образцу развитых стран, которое передавало бы права на ИС самим создателям технологий. В НП ППП создана рабочая группа по работе над поправками в ГК с целью защиты прав компаний-производителей ПО.

Что касается современного состояния борьбы с пиратством в России, то по оценкам членов ТП ППП, в целом она идет успешно. Сокращается уровень пиратства в таких каналах, как розничная торговля, предустановка нелицензионных версий, и, в меньшей степени, "черные" внедрения. Пиратства через интернет не становится меньше, этот канал пока только расширяется и принимает все более скрытые и изощренные формы (анонимные сайты, хостящиеся за пределами РФ). Однако пока большинство уголовных дел по фактам пиратства ПО возбуждается по розничному каналу.

По пиратству продуктов "1С" за период с января по июнь 2006 г. возбуждено 270 уголовных дел. В Казахстане за 8 месяцев текущего года возбужлено 22 дела по "1С", 12 из них выиграно правообладателем, остальные находятся на стадии расследования. Офис "1С Украина" в 2006 г. подал на пиратов в правоохранительные органы 16 заявлений, возбуждено 6 уголовных дел. На Украине борьба с пиратством осложнена тем, что в стране подняли планку финансового ущерба для возбуждения уголовного дела.

По фактам нарушения авторских прав Microsoft, всего в РФ было проведено 418 проверок, по результатам которых возбуждено 334 уголовных дела. Американский софтверный гигант занимает воторое место после "1С" по этим показателям. За вторую половину 2005 календарного года и первую половину 2006 календарного года всего было вынесено 176 приговоров по делам, связанным с нарушениями авторских прав корпорации Microsoft. Из них 107 приговоров было вынесено за первую половину 2006 календарного года. Всего по заявлениям членов НП ППП в 2005 году было возбуждено 690 уголовных дел (221 в первом и 469 во втором полугодии).

Как заявил президент РФ Владимир Путин в феврале 2006 г., выступая на заседании Коллегии Генпрокуратуры, доля фальсифицированного ПО в России составляет 90%.

В настоящий момент членами НП ППП являются 269 компаний из более 110 населенных пунктов России.

В портфель Обсудить Распечатать Переслать новость