Хостинг
посетите другие наши проекты:
Звоните круглосуточно:
(812) 647-00-44
maxhost.ru  /  новости Курс 1 у.е. = 29 рублей

Украина ратифицировала доппротокол к Конвенции о киберпреступности

Украина ратифицировала доппротокол к Конвенции о киберпреступности

Ратификация Дополнительного протокола (ДП) к Конвенции о киберпреступности произошла на пленарном заседании Верховной Рады, сообщает crime-research

Напомним, что базовая Конвенция о киберпреступности, созданная Советом Европы в 2001 году, была ратифицирована Законом Украины N 2824-IV (2824-15), принятым ВР 07.09.2005 (с рядом оговорок и заявлений). Гиперссылка на этот документ содержится в тексте ДП. Сам этот текст выдает срочность, с которой Протокол готовился к ратификации: мало того, что база Рады хранит - что для нее не характерно - лишь русский перевод документа, так еще и качество его оставляет желать лучшего.

Первоначально ДП к Конвенции о преступлениях в сфере компьютерной информации – «об инкриминировании действий расистского и ксенофобского характера при помощи информационных систем» опубликован 28 января 2003 года в Страсбурге. Он трактует «расистские и ксенофобские материалы» как «любые письменные материалы, любое изображение или любое другое представление идей или теорий, которые пропагандируют, способствуют или подстрекают к ненависти, дискриминации или насилию против любой личности или группы лиц, если в качестве предлога к этому используются факторы, основанные на расе, цвете кожи, национальном или этническом происхождении, а также религии».

Подписывая ДП, стороны (страны-подписанты) обязуются принять «такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений в соответствии с ее внутренним правом как умышленное и противоправное следующее поведение» следующие действия:

  • «распространение материалов расистского и ксенофобского характера или обеспечение доступа к нему для общественности через компьютерные системы;

  • угроза через компьютерную систему совершения серьезного уголовного преступления, как определено ее внутренним правом, в отношении лица или группы лиц по причине того, что они принадлежат к группе, отличной по расе, цвету кожи, национальному или этническому происхождению, а также религии;

  • публичное оскорбление через компьютерную систему лица или группы лиц по причине того, что они принадлежат к группе, отличной по расе, цвету кожи, национальному или этническому происхождению, а также религии;

  • распространение или обеспечение доступа для общественности через компьютерную систему материала, который полностью отрицает или чрезвычайно умаляет отрицательные последствия, одобряет или оправдывает действия, являющиеся геноцидом или преступлениями против человечества, как определено международным правом и как это признано окончательными и обязательными решениями Международного военного трибунала, образованного в соответствии с Лондонским соглашением от 8 августа 1945 года или любого другого международного суда, образованного согласно соответствующим международным документам и юрисдикция которых признана стороной;

  • пособничество или подстрекательство к совершению преступлений, квалифицированных в соответствии с настоящим протоколом, с намерением совершения такого преступления»

Несомненно, расизм, ксенофобия, угрозы и призывы к насилию - зло в любом информационном потоке, будь это эфир, газета или интернет. Однако стоит учесть, что ДП, который на территории Украины вступит в силу с начала месяца, последующего за истечением квартала с момента передачи ратификационной грамоты на хранение Совету Европы, принят в стране, где ни в одной из подготовленных версий не прошел Раду законопроект «О перехвате телекоммуникаций». А это означает, что, с одной стороны, у ДП нет механизма реализации, с другой - открываются многочисленные возможности для сведения политических и экономико-коррупционных счетов: блокирования неугодных кому-либо интернет-ресурсов; просмотра переписки отдельных персон и сообществ; приостановки деятельности телекоммуникационных компаний и/или хостинг-провайдеров на основании предоставления доступа к информационным системам тем ресурсам, группам и лицам, на которых пало подозрение в «подпротокольных» действиях. Не говоря уже о том, что совершенно неясно, каким образом и какими органами будут санкционироваться оперативные и запретительные акции и как будет осуществляться государственно- и общественно-правозащитный контроль за ними.

Очевидно, поэтому Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады в своем выводе по ДП заявило, что «ратификация Протокола в нынешних обстоятельствах противоречит положениям закона "О международных договорах Украины", а его выполнение повлечет за собой внесение изменений в действующий Уголовный кодекс» - в частности, потребует признания перечисленных в Протоколе действий преступными. Тем не менее, Комитет ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности счел возможным поддержать ратификацию ДП - с последующим внесением в УК нужных изменений.

Однако учитывая, что окончательная версия перевода ДП может потребовать «доратификации», а ратификационную грамоту - как это было уже с рядом международных документов - можно не передавать годами, - возможно, необходимые законы подоспеют вовремя. Важно только, чтобы при выборе конкретной версии таких документов законодатели учитывали фактическое существование ДП в правовом поле страны, - а отраслевые ассоциации не дали им забыть об этом.

Интересные материалы:

все новости